Это небольшое бюро архитектуры и урбанизма, как они себя называют, известно далеко за пределами Словении. Их работы и проекты часто попадают на страницы лучших мировых журналов и порталов об архитектуре и дизайне. Критики любят эту студию за минимализм, приверженность конструктивизму, функциональности и простоту. Один из новых символов Сербии, мост над Адой, — дело рук главного архитектора бюро.

История 01. Про семейный бизнес

Заниматься бизнесом всей семьей — это традиционно для многих европейцев. Но невероятно сложно, когда речь идет о творчестве. Петер Габриелчич — известный архитектор. Он родился в 1947 году в Мариборе. В 1973 году закончил факультет Архитектуры в Любляне под руководством профессора Эдо Равникара.

С тех пор сделал многое: учился, преподавал, работал, читал лекции и проводил выставки  в Милане, Бирмингеме, Нью-Йорке. Сейчас Петер является деканом факультета Архитектуры и обладателем многочисленных словенских и международных наград в сфере дизайна, архитектуры и урбанизма. Именно Петер вместе со своими сыновьями Боштьяном и Алешом в 2006 году основал бюро Arhitektura D.O.O. Так идеи двух поколений реализуются в проектах.

История 02. Мост на или над Адой

Петер Габриелчич в Сербии известен как архитектор знаменитого моста над Адой — символа новой истории города. Мост является самым высоким в городе и вторым по высоте сооружением в Белграде после телебашни на Авале. Он стал первым мостом, построенным в Белграде за последние 40 лет.

Впервые проект моста над Адой появился еще в 1923 году. Предполагалось, что он станет продолжением внутригородской магистрали, которая ныне известна как Внутригородская полукольцевая дорога. Но предварительные обсуждения по будущему строительству моста начались только в 2004 году. В ходе строительства было много спорных моментов, окончательная смета выросла в несколько раз, но в 2012 году мост открыли для проезда. Началось обсуждение названия моста. Граждане были приглашены изъявить свое мнение. После опроса 13.000 граждан был выбран вариант “Мост на Аде”. Среди популярных названий фигурировали “Харфа”, “Мост патриарха Павла”, “Мост Зорана Джинджича”, “Жираф” и “Мост Андрича”.

Вы спросите, а причем тут жираф? Мост, ближайший к новому мосту, называется “Газела” — в переводе “газель”. По Белграду кружат истории о том, что председатель конкурсной комиссии по строительству этого моста, Джордже Лазаревич, сказал, что “этот мост перескакивает Саву словно газель в прыжке”. Сама конструкция моста также напоминает газель, перескакивающую реку. Так или иначе, мост казался таким длинным и огромным, что белградцы шутили — мол, водителям грузовиков на подъезде к мосту выдают костюмы для дайвинга. Вот почему мост рядом с «Газелой», возвышающийся над городом благодаря своей «шее», предложили назвать жирафом.

Лингвисты при Комиссии по именованию улиц и площадей пришли к выводу, что название “Мост на Аде” грамматически неправильный, в отличие от варианта “Мост над Адой”. Обсуждение снова затягивалось, пока комиссия вдруг не решила остановиться на первом неправильном варианте. Поэтому сегодня сербы говорят некорректно, а в русском переводе все правила топономики и словообразования соблюдены.

Техническая информация:

Мост построен из стали и бетона, имеет общую длину 964 метра (376 метров — основной пролёт, 338 метров — боковой пролёт, 200 метров — задний пролёт и 50 метров — конечный пролёт). Ширина моста составляет 45 метров, собственная высота — 200 метров, расстояние от нижней части дорожного полотна до воды — 22 метра. Несёт на себе шесть полос автомобильного движения строящейся полукольцевой дороги, две полосы для движения метро (хотя спорно, можно ли его сегодня называть “метро” по лишь одной подземной станции), и два пешеходно-велосипедных тротуара.

Основной пролёт сделан из конструкционной стали и весит 8600 тонн, его удерживают 80 тросов. Ночью мост подсвечивается многочисленными разноцветными светодиодами. Мост над Адой позволил несколько разгрузить центр Белграда от автомобильных пробок, в частности, снизить нагрузку на мост «Газела».

В 2011 году мосту над Адой был посвящён пятый эпизод девятого сезона документального телесериала «Дерзкие проекты» («Гигантские стройки»).

История 03. Другие мосты.

Мост над Адой не единственный в портфолио студии. Среди наиболее известных работ мост в Любляне.

И мост через Саву в Радовлице (Словения).

История 04. Интерьеры

Оформление интерьеров — конек студии. Архитекторам нравятся непростые задачи, когда недостатки жилище, участка и его локации необходимо выигрышно обыграть.

Например, вот этот дом со складной стеной. Вот семья интеллектуалов с маленьким ребенком, купившие участок в пригороде Любляны. Их дом достаточно далеко от столичной шумихи, но достаточно близко, чтобы жить с комфортом. Перед архитекторами была поставлена задача объединить окружающее пространство дома, полное традиционных и даже архаичных вещей с современным образом жизни, создав при этом контраст между интерьером и экстерьером. Но основная сложность крылась в гостиной, которую нужно было превратить в функциональное пространство. Так родилась идея создать стену, которая способна к метаморфозам в зависимости от планов хозяев дома.

Больше фото и план проекта тут.

Свою любовь к натуральным материалам и простым формам студия удачно отобразила в интерьере другого жилья. Здесь тоже используется дуб и идея о едином элементе мебели, который объединяет в себе несколько других.

История 05. Социальные проекты.

Ошибочно можно полагать, что бюро Arhitektura разрабатывает решения только для частных домов и крупнобюджетных городских проектов. Среди работ есть реализованный проект здания центра ЧС, детские сады и сам музей архитектуры.

 Детский сад «Pedenjped» (Любляна)

Национальный Музей Архитектуры и Дизайна (Любляна)