4 февраля 1957 год. Во время своей лекции Педжа Милосавльевич, великий мастер акварельной техники, рассказывает об опыте Азии. Китайцы считали акварель самой ценной и сложной техникой рисования, относились к ней с глубоким почтением и уважением. Самая известная китайская хартия акварели называется «Ченг хсин тенг», что значит «парадная для прояснения ума». Путь к лучшей акварельной работе — это путь прояснения и очищения ума от всех излишеств и тревог, которые могут нарушить гармонию. Именно так видит процесс творчества Душан Джукарич.

Душан Джукарич родился в городе Теслич, в Боснии и Герцеговине. Рассказывает, что всегда любил рисовать. Переехал в Белград, чтобы закончить Академию изящных искусств и остаться жить в столице Югославии. Джукарич пробовал себя в разных техниках, но именно акварель принесла ему мировую славу. Его работы представлены во многих галереях и частных коллекциях, он входит в Ассоциацию изобразительных и прикладных искусств и является автором книги «Исследования по теории реалистического искусства мира и в Сербии в 20-м веке».

Как вы смогли стать мастером акварельной живописи?

– Это сложный вопрос, всё запутано — и в акварели, и в жизни: сложнее всего сложные вещи упростить, но достаточно легко простые вещи усложнить и утяжелить. Акварель привлекает, затягивает вас в свою реальность, в свою атмосферу, и та легкость и простота, которые вы видите на картинах, это лишь ловушка. На картине всё живёт, дышит с легкостью. И эта легкость и простота, которые создают у зрителя те самые ощущения, могут вас совершенно сбить с толку во время работы.

Акварель дисциплинирует ваше нутро, извлекая из вас опасения, тревоги и предчувствия, которые вы должны пронести и очистить через вашу душу, сквозь вашу призму видения, чтобы в первозданной простоте представить зрителю. Словно хирург, который берет скальпель и рассекает плоть — здесь нельзя что-то исправить, сделав шаг назад. Мой темперамент таков — мне не хватает терпения, чтобы работать над одной картиной долго. Мне хочется здесь и сейчас. И поэтому акварель идеально подходит мне.

Иногда мне кажется, словно это акварель выбрала меня, а не я — акварель. Акварель как техника рисования считается одной из сложнейших. Как и с фотографией, в определенный момент вам нужно поймать мгновение, ни до, ни после, а прямо в это мгновение — только тогда вы создадите хорошую художественную фотографию.

В живописи атмосфера, окружающая акварель, похожа, но, конечно же, есть много различий, ведь тут важны ощущения художников, чтобы просто выразить ту атмосферу, чтобы поймать её на картине, и это невероятно сложно, потому что нельзя переправить, нельзя доделать — вы просто внутри себя должны очистить всё это, а затем представить это зрителю.

Какие мотивы вас больше всего вдохновляют?

– Должен признаться, что в последнее время мне нравится рисовать уличные сцены, архитектуру, люблю пейзажи, хотя сейчас я мало времени посвящаю пейзажам. Люблю пристани, корабли, всё то, что меня вдохновляет. У меня нет каких-то ограничений по жанрам — я работаю в разных тематических жанрах, но у меня ощущение, что эти современные городские пейзажи наделены какой-то душой, неким ропотом, и это остаётся в работах. История знает много великих художников, которые оставили за собой целые направления, названные в их честь, но всё это со временем исчезало, потому что они работали в одном сценическом жанре, который был актуальным в тот или иной момент.

Официальный сайт художника www.dusandjukaric.com