Добро пожаловать в поезд, ставший легендой своего времени. Самый роскошный, надежный и современный — идеальное средство передвижения для суперзлодеев из шпионских боевиков времен «Холодной войны».

Экстравагантный «Голубой поезд» создавали в 1950-ых для маршала Тито, бывшего президента Югославии. Чтобы отличаться от обычных составов зеленого цвета, поезд покрасили в яркий голубой цвет. Маршал Тито проехал на нем 600.000 километров, путешествую по Югославии, Франции, Польше, Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Греции и СССР.

На нем прокатились больше полусотни влиятельных иностранных гостей и лидеров стран, среди которых Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Махатма Ганди, британская королева Елизавета II, принц Филипп и принцесса Анна, первый президент Алжира Ахмед бен Белла, бывший президент Турции Махмуд Джеляль Баяр, последний Шах Ирана Реза Пехлеви и многие другие.

Состав поезда представляет собой несколько вагонов с апартаментами, вагон-ресторан, вагон-кухню, вагон для конференций и вагон для перевозки автомобилей. Всего в поезде 92 места, из них 90 спальных мест.

Вагон маршала Тито — один из самых роскошных. Здесь два апартамента с полуторными кроватями, рабочий кабинет, своя ванная, гардеробная и гостиная комната с двумя креслами.

Комната для отдыха Тито

Комната для отдыха в личном вагоне Тито. Радио, телефон, система отопления и кондиционер, телефон — все условия, для комфортного путешествия.

Рабочий кабинет

Рабочий кабинет Тито. Стена украшена деревянной инкрустацией. По телефону можно связаться с абонентом в любой точке мира.

Комната для отдыха Тито

Спальня Тито. В комнате полуторная кровать. В вагоне есть еще одна спальня, тоже с кроватью для одного человека.

Рабочий кабинет

Вторая спальня — копия спальни президента. Внутри кроме кровати — столик, гардеробная и зеркало.

Другая сторона второй спальни. 

Комната для отдыха Тито

Ванная комната с душем, биде и двумя раковинами. Эта дверь ведет в спальню Тито.

Поезд был похож на отель. Здесь были номера люкс и апартаменты поскромнее.

Комната для отдыха Тито

Ванная комната общая, соединяет две спальни. За этой дверью — вторая спальня.

Зона для обеда и отдыха рядом с мини-кухней. Обратите внимание на телевизор в стене.

Комната для отдыха Тито

Малая комната для совещаний. Оборудована телефоном, радио и телевизором.

Комната для отдыха Тито

Дизайн интерьера продуман до мелочей. В кабинете Тито находился секретный сейф, взломать который был невозможно.

Переходим в вагон, где президент Югославии принимал гостей и проводил конференц-встречи. Здесь тоже есть телефон, вагон оборудован кинопроектором и звуковой системой. Нельзя не сказать, что этот поезд был настоящим дворцом на колесах, не только разработанный по последнему слову техники, но и защищенный пуленепробиваемым покрытием.

Тито любил сидеть в кресле на правой стороне поезда.

За столом 28 мест, в зале отдыха с диванами — 10 мест.

Далеко не каждый поезд в те времена был готов предложить такое разнообразие блюд — не хватало условий для приготовления и хранения продуктов. Здесь же работал лучший персонал, который получил отдельный вагон с кухней, чтобы иметь возможность готовить обед из нескольких блюд для 300 человек.

Современный вид вагона-ресторана. На стенах находятся исторические фотографии, рассказывающие о гостях поезда.

Комната для отдыха 8 человек в вагоне с апартаментами класса люкс. Есть раздвижные деревянные двери, которые отделяют бар от комнаты и комнату от коридора при необходимости. 

Бар украшен деревянной инкрустацией, повторяющей мотив той, что находится в рабочему кабинете Тито.

В последнем вагоне пространство оборудовано для транспортировки автомобилей — здесь помещалось до четырех машин одновременно. Внутри работала автомойка. Для охраны в вагоне постоянно находился человек, для которого также было обустроено спальное место.

Тито очень гордился своим поездом. За исключением британской системы кондиционирования и немецкого радио, практически всё в поезде было произведено в Югославии. Сами вагоны тоже разработаны и сделаны заводами в Сербии и Словении, только локомотивы заказывали в Германии. Первые три локомотива работали до конца 1970-ых. Один из них стоит рядом с Главным железнодорожным вокзалом Белграда, другой в железно-дорожном музее Загреба, третий — в музее железных дорог Любляны. Часть вагонов находятся в музее Сербских железных дорог.

В 1976 году «Голубой поезд» первым проехал по железнодорожному пути, соединившему Белград и Бар. 23 года строительства, 476 километров, 435 мостов и 254 туннеля. Путь, пересекающий Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговину. Фотография ниже сделана в день открытия маршрута. Обратите внимание, здесь у поезда уже другой локомотив, тоже разработанный в Германии. Они придавали поезду особый футуристичный вид, пока им на смену не пришли локомотивы General Motors из США.

Последний рейс «Голубого поезда» на службе у Тито случился в 1980 году. Из Любляны на нем перевезли тело диктатора в Белград.

С 2004 года прокатиться на поезде может любой желающий. Состав курсирует между Белградом и Баром в летнее время. Выезжать лучше из Бара в Белград, чтобы насладиться лучшими видами побережья при утреннем солнце. Некоторые агентства предлагают специальные туры по маршруту. Поезд можно арендовать: многие компании устраивают здесь корпоративы и тематические вечера, проводят выставки. Подробнее об условиях аренды можно узнать у арендодателя.

Больше о поезде: