Пая Йованович — сербский художник, воплотивший в своем творчестве реалистическую манеру живописи.

Как представитель академического реализма, Пая Йованович поддерживал традиции академической школы живописи, несмотря на то, что вокруг него происходили глобальные изменения, мировые войны, социальные катаклизмы — исчезал мир империй и выдвигался новый порядок — революционных, а затем социалистических государств. Пая Йованович был и остается одним из самых известных сербских художников. Его интерес к национальной жизни, к историческим сюжетам оказал влияние на образование в области культуры и искусства, на национальное самосознание сербов, их патриотизм.

Будущий художник родился 16 июня 1859 года в городе Вршац Южно-Банатского округа (ныне Воеводина, Сербия), принадлежавшего в то время Габсбургской монархии, которая в 1867 году стала именоваться Австро-Венгрией. Отец, Стефан Йованович, первым браком был женат на Эрнестине Деот. Она умерла в 1863 году, оставив трех сыновей — Павле (Пая), Светислава и Милана. На следующий год Стефан Йованович женился во второй раз на Марии де Понти, которая родила ему еще пятерых детей — четверых сыновей (Александра, Джуру, Ивана, Тинку) и дочь Софью, умершую во младенчестве. В молодости занимавшийся торговлей отец решил открыть фотоателье в центре Вршца. После окончания школы Пая поступил в местную гимназию, но не отличался большим прилежанием, с большим удовольствием он оставался в фотоателье отца, где познакомился с приемами фотографирования и ретуши.

В это время во Вршце он мог видеть работы художников — иконописца Арсения Теодоровича (1767—1826), Павла Джурковича, расписавшего иконостас в Соборной церкви Вршца (1772—1830), Йована Поповича (1810—1864). Пая подружился с сыном Йована Поповича, вместе они стали копировать работы старых мастеров, изучали живопись, делали первые наброски. Так Пая начал рисовать, поначалу тайно, проводя часы в Соборной церкви. Скоро ему представился случай проявить свой талант. В общине Вршца было решено заново отлить колокола, и нужно было нарисовать копию иконы из церкви для создания рельефа на теле колокола. Пая блестяще справился с заданием и получил этот заказ, ставший своеобразным пропуском в мир живописи и негласным разрешением поступить в Венскую академию художеств. Тогда ему было всего 14 лет.

Завершив гимназический курс и посещая художественную школу профессора Малхолдса, в 1877 году Пая поступил в Венскую академию художеств, которая переживала свой расцвет. При поддержке императора Франца-Иосифа I Академия получила статус высшего художественного учебного заведения страны, в 1877 году была закончена постройка нового здания Академии на Рингсштрассе, в котором она располагается по сей день. В Академии была проведена реформа обучения студентов — было введено разделение на общие и специальные предметы. Среди специальных появились классы исторической живописи, пейзажа, графики, скульптуры, архитектуры, как профильные. За основу была взята модель Дюссельдорфской академии художеств, которая позволяла создавать небольшие группы студентов в классах и обеспечивать им лучшие условия для консультаций с мастером (профессором) и совершенствования мастерства. Пая Йованович записался в класс исторической живописи, который вел профессор Кристиан Гриппенкерль. 21 июля 1880 Пая Йованович получил диплом, подтверждающий, что он успешно окончил этот курс. На первом году обучения Пая Йованович претендовал на стипендию мецената Христофора Фифмана в 300 флоринов, но ее получил учившийся курсом старше Урош Предич, также ставший впоследствии известным художником. На следующий год Йованович получил более скромную стипендию в 200 флоринов от мецената Гаврилы Романовича, которая выплачивалась ему до 1883 года. После окончания обучения у Гриппенкерля Пая 3 года провел в классе исторической живописи профессора Леопольда Карла Мюллера, который стяжал славу ориентальными композициями, успешно продававшимся в картинных галереях Европы.

Пая Йованович много путешествовал — в своих странствиях по Балканам он находил вдохновение для своих работ. Будучи студентом Венской академии художеств, он путешествовал по побережью Черногории, был в Албании, Боснии, восточной и южной Сербии. Он много работал над эскизами и интересовался повседневной жизнью и обычаями балканских народов. Он старался детально зарисовывать костюмы, украшения, оружие. Большое внимание уделял и окружающим его пейзажам. По окончанию первого года обучения в классе Мюллера, картина «Раненый черногорец» была показана на отчетной выставке и Пая Йованович получил вторую премию.

paja_jovanovic_4

На следующий год Пая Йованович представил картину «Гусляр» и снова получил премию.

После окончания Академии перед ним встал выбор, как дальше распорядиться своей судьбой — он мог вернуться в родные края, по примеру Уроша Предича. Однако в этом случае он остался бы региональным художником балканских народов и Габсбургской монархии, в конце 19 века сербская живопись в основном сводилась к религиозной живописи. Поэтому основными жанрами здесь были портрет и икона. Другой путь — остаться в европейской столице живописи и создавать карьеру академического художника. Успехи Йовановича в его последние годы обучения, а также его амбициозность обусловили выбор. Пая Йованович работал в Вене, Мюнхене, Париже, Лондоне, где написал многочисленные портреты. В Лондоне Йованович познакомился с галеристом Томасом Уоллисом, с которым сотрудничал до 1889 года. По предложению Уоллиса художник снова отправился в путешествие по Балканам — побывал в Черногории в 1885 году, а в 1886 отправился еще дальше — посетил северную Африку, Марокко и Египет. Затем Йованович переехал в Париж и перешел к другому галеристу Артуру Туту. Полотна художника пользовались популярностью, его участие в выставках было удачным — Пая Йованович награждался премиями. В 1889 году на выставке в Вене картина «Петушиный бой» получила золотую медаль.

Paja-Jovanovic-Borba-petlova2

На государственной выставке в Париже картина «Коронация царя Душана» также была удостоена золотой медали.

Pavel_Paja_Jovanovic_-_Proglasenje_Dusanovog_zakonika_(oko_1930)

На юбилейной выставке, состоявшейся в Вене в 1908 году Пая Йованович получил почетный диплом министерства культуры Австрии.

Пая впервые попал в Белград в 1910 году по приглашению короля Петра I. Белград поразил его. Художник часто возвращался сюда, несмотря на свою занятость и частые путешествия по всему свету.

Перед началом Второй мировой Пая решает уехать из Вены и переселиться в Белград. Здесь он провел тяжелые годы оккупации, пережил войну, но несмотря на возраст не переставал рисовать. Проблемы с имуществом в Вене заставили его вернуться в Австрию в 1950 году. В тоже время он начал активно сотрудничать с администрацией Музей города Белграда — Пая желал оставить музею как можно больше своих работ, а также инструментов, с которыми он работал — наброски, карты с чертежами, репродукции и многое другое, чтобы создать комнату-музей. Но это удалось сделать уже после смерти художника. 30 ноября 1957 года Пая Йованович умер.

ПОЧИТАТЬ О ХУДОЖНИКЕ

Пая Йованович на русском форуме

Как картина Паи Йовановича «Женитьба герцога Ферри» стала «Женитьбой царя Душана»

ПОЧИТАТЬ О ХУДОЖНИКЕ (НА ОРИГИНАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ)

  • Никола Кусовац — «Каталог за изложбу слика и цртежа Паје Јовановића поводом 125-годишњице рођења»
  • Иванка Бешевић — «Живот Паје Јовановића»
  • Паја Јовиновић — «Мемоари сликара Пере Радована»
  • Јасна Марковић — «Музеј Паје Јовановића, водич» Београд 2009.
  • Мирослав Тимотијевић — «Паја Јовановић», Народни музеј, Галерија САНУ, Београд 2009, 2изд. 2010.

Музеи и галереи

„Музеј града Београда — Легат сликара Паје Јовановића“

Народни музеј Београд

Галерија Матице српске Нови Сад

Галерија Паја Јовановић