Stjepan Šulek или Стьепан Шулек (1914-1986) — хорватский композитор, скрипач, дирижер и преподаватель музыки из Загреба.

Стьепан Шулек закончил в 1936 году Музыкальную академию в Загребе по классу скрипки под руководством знаменитого Вацлава Хумла.

Свою карьеру Стьепан начал в качестве дирижера и исполнителя камерной музыки, позже самостоятельно осваивал профессию композитора. С 1933 по 1938 года был членом оркестра на Радио Загреб, с 1935 по 1938 играл в трио с пианистом Иво Мачеком и виолончелистом Станко Жепичем, а с 1939 по 1945 гг. в трио с Иво Мачеком и Антонио Янигром. С 1936 по 1938 года Стьепану достаются партии первой скрипки в знаменитом Загребском квартете.

Кроме концертных выступлений, Стьепан уже в то время начал преподавать: с 1939 по 1941 гг. он являлся профессором Средней школы при Музыкальной академии, затем во время Второй Мировой войны — профессором Учительской школы, а после — стал доцентом кафедры скрипки с 1945 по 1947 гг. и профессором композиции с 1948 по 1975 гг. в Музыкальной академии Загреба. Вплоть до 1952 года Шулек выступал как скрипач, но с 1958 по 1964 гг. был более известен как дирижер Камерного оркестра Радио и Телевидения Загреба.

zagrebacki-kvartet

Под руководством Стьепана Шулека Музыкальную академию закончили такие известные композиторы, как Милко Келемен, Станко Хорват, Дубравко Детони, Павле Дешпаль и Игор Кульерич.

 Как и многие композиторы-современники, Шулек начинал работу с фольклора, но быстро ушел от этого, отказавшись от попыток работы с авангардными стилями. Его композиции можно отнести к неоклассицизму, в них большое внимание уделяется моторике (отражение барокко) и полифонии, Шулек открыто выступает против атональности. Как выдающийся мастер по работе с разными формами и инструментами, Шулек создал восемь симфоний, четыре “Классических концерта” для оркестра, десять сольных концертов для отдельных инструментов, а также две оперы и балет.

Все произведения Шулека объединяются его собственным выражением гуманизма, построенном на идее необходимости победы добра и гуманности над всеми человеческими страданиями. При этом из-за своего ярко выраженного консерватизма и отказа принять современные направления в музыке XX века, Стьепан находился в открытом конфликте с авангардными композиторами, собиравшимися во время Музыкального биеннале в Загребе в 1960-1970-ых гг. Впрочем, это не помешало ему закрепить за собой звание одного из величайших композиторов и педагога музыки в Хорватии, оказавшего сильнейшее влияние на развитие музыки в Хорватии и появление известных хорватских композиторов.

Награда имени Стьепана Шулека

Фонд Стьепана Шулека с 1993 г. ежегодно вручает награду одному из молодых композиторов, владеющему скрипкой. Включает денежную сумму и диплом.